Автомобили, до боли похожие на популярные модели Geely и отличающиеся от них только буквами BG на эмблеме в виде сплюснутого щита вместо шести отдельных сегментов, появились на нашем рынке очень тихо, по-партизански. Но, видимо, для марки из партизанского края настало время заявить о себе громко и без стеснения.
Итак, белорусская марка Belgee официально выходит на российский рынок. Уже подписано порядка 100 дилерских соглашений, а к концу года у нас в стране будет около 120 дилерских центров. Само название Belgee состоит из двух частей: Bel означает Беларусь, а Gee – марку Geely, автомобили которой уже давно производятся на территории братской республики. С 2013 года машины собирали на площадях Борисовского предприятия «Автогидроусилитель», но в 2015-м началось строительство нового завода Belgee в окрестностях города Жодино. Осенью 2017 года этот завод, ориентированный на производство полного цикла, вступил в строй. Тогда, в 2017-м, я отметил, что расположенные бок о бок с заводом БелАЗ цеха дали возможность использовать всю инфраструктуру существующего завода карьерных самосвалов, включая существующие водопроводные сети Жодинского промузла и системы отвода и очистки производственных стоков, а также то, что в Жодино предприятие точно не столкнется с проблемой отсутствия квалифицированной рабочей силы. А высокая квалификация рабочих в сочетании со сквозной системой контроля качества сборки давала основания надеяться на то, что и у конечной продукции, «новых Geely», качество будет на высоте.
Atlas, вставший на конвейер первым, справился и стал стартовой ступенью подъема к рыночным высотам. На сегодняшний день Geely занимает третье место среди китайских марок. Так зачем же был нужен новый бренд?
Все дело в том, что китайские марки задали очень высокий, я бы даже сказал – избыточно высокий темп обновления модельного ряда. Вот возьмем хотя бы Geely Coolray: он завоевал расположение российских покупателей буквально с момента своего появления на российском рынке в 2020 году и не утратил его в 2023. Тогда россияне купили 38 220 этих кроссоверов, обеспечив модели пятое место в топ-10 самых продаваемых. Но осенью 2023 года на рынок вышел обновленный Coolray, цена которого оказалась еще выше. А ведь и предыдущая версия еще не утратила актуальности и не исчерпала свой рыночный потенциал.
Аналогичная история произошла с моделью Atlas Pro, представленной в России в 2021 году. Кроссовер стал логичным развитием и преемником «простого» Atlas, но и для него уже готова замена – Atlas нового поколения, совершенно другой автомобиль. А спрос на «старый» Atlas Pro все еще есть.
Есть и еще один круг вопросов, связанных с локализацией. Для марки Geely локализация как таковая не является самодостаточной ценностью. Она и так себя неплохо чувствует! Но если зарегистрировать для белорусского завода собственную марку, то появляется прямой смысл биться за каждый балл Минпромторга, необходимая сумма которых открывает путь к заключению СПИК, специального инвестиционного контракта. Кроме того, требуется наличие прав на конструкторскую и техническую документацию, достаточных для производства, модернизации и развития продукции, на срок не менее 5 лет. Вот по этому пути и пошел завод Belgee.
1 / 2 2 / 2
Прежде всего завод выкупил права и документацию на модели Coolray и Atlas Pro: теперь их можно и обозначить по-новому, и вносить изменения без согласования со штаб-квартирой. А ведь локализация и означает внесение неких изменений. И первенцем новой марки стал «старый» Coolray, превратившийся в Belgee X50.
Локализация – она ведь как ремонт, ее нельзя завершить, Но на сегодняшний день кроссовер получил стекла «Фуяо Стекло Рус»(Калуга, РФ), аккумуляторы «Зубр Энерджи» (Пинск, РБ) и «АКОМ» (Жигулевск, РФ), колесные диски «СКАД» (Красноярск, РФ), шины «Белшина» (Бобруйск, РБ) и белорусское устройство вызова экстренных оперативных служб «АГАТ». На очереди – собственное производство пластиковых деталей, таких как бамперы и накладки кузова. За ними должны последовать топливный бак и выхлопная система, жгуты проводов, сиденья, потолок и напольное покрытие салона, обшивка, панели и пол багажника, фары…
1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4
Отдельный вопрос – штамповка кузовных деталей. С одной стороны, завод вполне был бы способен организовать собственное производство – построить кузнечно-прессовый цех, благо площади и коммуникации это позволяют. Но это время и деньги. А ведь в России сейчас много недогруженных штамповочных производств, и, как рассказал нам генеральный директор завода «БелДжи» Геннадий Свидерский, идут активные переговоры о размещении заказов на штамповку в России. В таком случае нужно будет только закупить в Китае сами штампы, и это обойдется не слишком дорого, ведь речь идет о моделях, которые уходят с домашнего рынка.
Что же касается экскурсии по заводу – она получилась достаточно познавательной. Да, завод «БелДжи» в 2024 году уже нельзя назвать ультрасовременным: существуют заводы с более высоким уровнем автоматизации. Здесь же достаточно много ручных операций, в том числе – на линии сварки, хотя есть и роботы в достаточном количестве, и автоматические тележки. Но на заводе не считают использование роботов самоцелью. Если экономически выгодней осуществлять подсборку двух крупных узлов, пола и моторного отсека вручную, на кондукторах, и сваривать детали при помощи сварочных клещей и адаптивных систем управления контактной сваркой Bosch Rexroth – значит, так все и будет происходить. А вот крупные кузовные детали пусть монтируют роботы. Опять же, после сварки могут оставаться какие-то огрехи – и тут есть работа для ручных шлифмашинок. На линии сборки и вовсе работает один-единственный робот, который наносит клей на ветровое стекло и передает его рабочему, который при помощи специального приспособления устанавливает его в предусмотренный проем. Ну а металлическую пыль, окалину и другие загрязнения убирают на специальном посту – и это единственный пост, на котором работают женщины. И, естественно, на всех этапах производится строжайший контроль качества.
1 / 8 2 / 8 3 / 8 4 / 8 5 / 8 6 / 8 7 / 8 8 / 8
Еще на начальном этапе сварки кузова каждый собираемый автомобиль получает специальную электронную метку, которая и позволяет контролировать качество каждой операции, отслеживать прохождение кузова по сборочному конвейеру и подавать на сборку нужные комплектующие: все линии завода настроены на одновременное производство трех моделей, каждая – в нескольких комплектациях. Регулярно один из сваренных кузовов проходит полную проверку на специальном стенде на соответствие заданной геометрии.
1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4
Большое внимание уделяется коррозионной стойкости: сами детали отштампованы из металла с двойной оцинковкой, а после сварки весь кузов перед окрашиванием проходит через катафорезную ванну. И эта процедура, и сам процесс окраски происходят практически без участия человека. Ручной труд требуется лишь при нанесении дополнительных антикоррозионных покрытий на особо уязвимые места.
1 / 10 2 / 10 3 / 10 4 / 10 5 / 10 6 / 10 7 / 10 8 / 10 9 / 10 10 / 10
Завод старается держать максимально высокую планку качества, но дефекты во время сборки все-таки возможны. Главное – вовремя эти дефекты выявить, и тогда автомобиль поступает в «отстойник», а оттуда – на ремонтный участок. Там дефекты устраняются, и автомобиль, наконец, получает право попасть на площадку готовой продукции – естественно, после повторных всеобъемлющих проверок. При этом предприятие вышло на высокий темп сборки: сборочный конвейер работает с тактом в 140 секунд, то есть за смену производится более трех сотен автомобилей.
1 / 6 2 / 6 3 / 6 4 / 6 5 / 6 6 / 6
Ну а теперь пора поговорить о самих автомобилях марки Belgee. Первым в Россию пришел переднеприводный городской кроссовер X50, в девичестве – дорестайлинговый Geely Coolray. Автомобили поступили дилерам в конце 2023 года, старт продаж не сопровождался сколь-нибудь активной рекламной кампанией, но за первое полугодие 2024 года покупателями Belgee X50 стали 14 109 человек, что позволило новичку попасть в топ-10 самых популярных моделей, пусть и на десятую позицию. Но обновленный Coolray в десятку не попал!
1 / 7 2 / 7 3 / 7 4 / 7 5 / 7 6 / 7 7 / 7
Причины этого вполне прозрачны: X50 оказался дешевле, причем существенно. Судите сами: каталожная цена X50 в базовой комплектации Active составляет 2 290 990 рублей, а Coolray New в аналогичной комплектации Comfort – 2 609 990. В случае топовых комплектаций (которые называются Prestige и Flagship) разница ничуть не меньше: они стоят 2 500 990 и 2 919 990 рублей соответственно. Согласитесь, для человека, выбирающего кроссовер сегмента SUV-B, разница в 300-400 тысяч будет существенна.
Кстати, небольшой лайфхак: знаете, как с первого взгляда отличить X50 в топовой комплектации Prestige от машин в младших комплектациях? Если вы видите через ветровое стекло переднюю панель красно-коричневого цвета, значит, этот автомобиль упакован по максимуму, а если черного, значит, вы видите машины в комплектациях Active или Style.
Что же касается самого автомобиля, то, прокатившись в нем от Гродно до Бреста, я еще раз убедился, что это – все тот же Coolray, с теми же достоинствами и недостатками, причем масса достоинств однозначно оказывается выше массы недостатков. Не случайно во время очной схватки «Coolray против Jolion» в номинации «удовольствие от вождения» дорестайлинговый Coolray выиграл «в одни ворота». Да, трехцилиндровый 150-сильный турбомотор несколько менее тяговит, нежели сменивший его четырехцилиндровый агрегат, но преселективный робот с мокрыми сцеплениями, разработанный совместно с Volvo и LuK, настроен не хуже некоторых европейских аналогов и вполне справляется с этой проблемой. За несколько сот километров в разных режимах я так и не поймал коробку на неадекватном переключении, запоздалой реакции или рывках, и фактически единственной раздражающей особенностью ездовых настроек машины оказалась задержка, с которой система Auto Hold распускает тормоза при старте с места.
Подвеска и рулевое – плотные и собранные, быстрые повороты X50 проходит, как по рельсам, обгоны на двухполосных трассах при встречном трафике даются без особого напряжения (причем для этого даже не обязательно переключать автомобиль в режим «Спорт»), ну а в особо сложных случаях можно дернуть селектор влево, перевести коробку в ручной режим и «взбодрить» мотор, сбросив пару передач.
1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4
Что же касается эргономики, то главным достоинством модели, на мой взгляд, является достаточное количество физических органов управления главными функциями автомобиля. К числу недостатков я могу отнести коротковатую подушку водительского сиденья и недостаточный диапазон его продольного перемещения: мне с ростом 182 см его все-таки чуть-чуть не хватило, колени «развалились» в стороны и уперлись слева в жесткую ручку двери, а справа – в верхнюю часть «двухэтажной» консоли.
1 / 10 2 / 10 3 / 10 4 / 10 5 / 10 6 / 10 7 / 10 8 / 10 9 / 10 10 / 10
Кстати, решение с такой консолью очень популярно у китайских конструкторов, но я не считаю его удачной находкой. Дело в том, что USB-слоты, спрятанные в недрах «межэтажного пространства», очень неудобно использовать на ходу: и доступ закрыт коленом, и сами слоты нужно находить наощупь, и кисть руки приходится изгибать немыслимым образом. Но необходимость проделать это упражнение периодически возникает: все пакеты интеграции со смартфонами, которые используются автопроизводителями для вывода на экран головного устройства, имеют обыкновение периодически «отваливаться» и зависать, и тогда вам нужно переподключить устройство. Пакет QDLink, который использует марка Geely, – не исключение. Но этот пакет «зеркалит» экран смартфона, а это значит, что гаджет нужно расположить поперек оси автомобиля, и единственное место, куда его можно поместить – это на «первый этаж» консоли. Но QDLink, хотя и работает как с айфонами, так и с телефонами на Андроиде, все-таки лучше понимает именно Android. Во всяком случае с ним возможно управлять навигационной программой через тачскрин головного устройства автомобиля, а в случае iOS приходится брать в руки сам гаджет. Но для этого его нужно вытащить из «межэтажного пространства» – и тут смотри пункт про колени, которые его перекрывают.
1 / 7 2 / 7 3 / 7 4 / 7 5 / 7 6 / 7 7 / 7
Что же касается не самого большого пространства для ног задних пассажиров и багажника объемом 330 литров, то тут все в рамках средних значений для кроссоверов сегмента B-SUV, и, на мой взгляд, все эти недостатки полностью компенсируются ездовыми манерами.
1 / 7 2 / 7 3 / 7 4 / 7 5 / 7 6 / 7 7 / 7
Ну а теперь можно поговорить о второй модели, Belgee X70. Цены на нее были объявлены буквально только что, а поставка в дилерские центры начнется в самое ближайшее время. Здесь ситуация даже чуть интересней: у дилеров Geely есть еще вполне солидный запас Atlas Pro, то есть точно таких же машин, но с другими эмблемами и надписью Geely, а не Belgee на двери багажного отсека. Но переднеприводные X70 в комплектациях Active и Style стоят 2 599 990 и 2 719 990 рублей (соответственно), а Atlas Pro в аналогичных комплектациях Comfort и Luxury – 2 763 990 и 2 883 990. Младшие полноприводные комплектации (Style в случае X70 и Luxury в случае Atlas Рro) стоят 2 894 990 и 3 088 990 рублей, средние Prestige и Flagship – 3 094 990 и 3 288 990, а топовые Prestige+ и Flagship+ – 3 199 990 и 3 393 990 рублей соответственно. Получается, что разница в цене между этими машинами в сходных комплектациях составляет от 164 до 194 тысяч рублей. А уж разница с новым Atlas получается и вовсе огромной: от 500 до 600 тысяч.
1 / 7 2 / 7 3 / 7 4 / 7 5 / 7 6 / 7 7 / 7
И тут уже неважно, сколько технических новшеств впихнули конструкторы в новую модель и насколько больше у нее диагональ сенсорного экрана: «старый добрый Atlas Pro», преемником которого становится X70, хорош и как семейный автомобиль, и как корпоративный транспорт, и в такси… Все это мы выяснили еще в 2021 году, во время теста, и все эти соображения полностью подтвердились во время тестовой поездки в Белоруссии. Как и в Atlas Рro, в X50 все так же неудобно переподключать смартфон к слотам, спрятанным в нишу под консолью, по-прежнему удобно управлять режимом движения, и точно так же мне не хватило регулировки поясничного подпора. Багажник объемом 378 литров мог бы быть и побольше, но пространство на втором ряду никаких нареканий не вызывает. Но главное – как и в случае Atlas Pro, автомобиль радует хорошей согласованностью двигателя и трансмиссии.
1 / 12 2 / 12 3 / 12 4 / 12 5 / 12 6 / 12 7 / 12 8 / 12 9 / 12 10 / 12 11 / 12 12 / 12
Увы, мне не довелось поездить на переднеприводной версии, где стоит классический 6-ступенчатый автомат Aisin (кстати, для многих сам этот факт будет однозначным плюсом), но X70, как и Atlas Pro, отличается очень плавным и при этом энергичным разгоном и с места, и с любой скорости. Правда, ощущения рывка, вдавливающего тебя в спинку сиденья, нет ни в одном из режимов, но стартует автомобиль неплохо и обгоны выполняет без напряжения. И, что важно, коробка 7DCT выполняет все переключения практически незаметно, причем в любых ситуациях – никаких подергиваний и переключений туда-сюда на средних скоростях. Охотно верю, что именно в этом чувствуется облагораживающее, а точнее, демпфирующее влияние гибридной схемы, которая не только добавляет к тяге бензинового турбомотора свои 50 Нм (что ощущается на подъемах и при обгонах), но и помогает экономить горючее.
1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4
Как всегда, очень полезными на дальних перегонах оказались интеллектуальный круиз-контроль и комплекс систем контроля полосы движения. Особенно понравилось, что отображаемая на приборном дисплее условная фигурка идущей впереди машины окрашивается в разные цвета в зависимости от дистанции. Машинка будет окрашена в серый, если вы едете по пустой дороге, в синий, если система «зацепилась» за лидера и вы едете на безопасной дистанции, в желтый, если эта дистанция вдруг начнет сокращаться, и в красный, если дело дойдет до экстренного торможения. X70 вообще унаследовал от Atlas Pro неплохой арсенал электронных ассистентов, включающий в себя системы распознавания дорожных знаков, удержания в полосе и управления дальним светом.
Belgee X50Ну и, конечно, нельзя не отметить, что и X50, и X70 оснащаются очень качественной системой кругового видеообзора. Единственное замечание – стоит перед поездкой принудительно включить эту систему, зайти в меню ее настроек (именно настроек системы обзора, а не общих настроек автомобиля) и отключить ее активацию при каждом включении сигнала поворота.
Belgee X70 1 / 8 Belgee X70 2 / 8 Belgee X70 3 / 8 Belgee X50 4 / 8 Belgee X50 5 / 8 Belgee X50 6 / 8 Belgee X50 7 / 8 Belgee X50 8 / 8
Что в итоге?
Поездка на завод и короткий тест-драйв обоих «новых» кроссоверов подтвердили, что под новым именем скрываются старые знакомые. То есть, ничего изобретать не придется: у них еще есть и потребительская аудитория, и известные покупателю сильные стороны. А дополнительно подчеркнуть привлекательность должна сниженная цена. Осталось лишь донести до публики, что за автомобили им предлагают под новым брендом – а это задача не настолько сложная. Как с ней справятся в Belgee, узнаем по результатам продаж уже в этом году.
Технические характеристики | Belgee X50 | Belgee X70 |
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина/ширина/высота, мм | 4330/1800/1609 | 4544 / 1831 / 1713 |
Колесная база, мм | 2600 | 2670 |
Колея передняя/задняя, мм | 1546 / 1557 | 1560 / 1550 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1415 / 1715 | 1685 / 1985 (1780 / 2080) |
Объём багажника, л | 330 | 378 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый | бензиновый (бензиновый+мягкий гибрид) |
Компоновка и расположение | рядная, поперечное | рядная, поперечное |
Число цилиндров/клапанов | 3/12 | 3/12 |
Рабочий объём, см³ | 1477 | 1477 |
Мощность, л.с./об/мин | 150/5500 | 177/5000 |
Крутящий момент, Н•м/об/мин | 255/4000 | 255/4000 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | роботизированная, 7-ступенчатая | автоматическая 6-ступенчатая (роботизированная, 7-ступенчатая) |
Привод | передний | передний (полный) |
Ходовая часть | ||
Подвеска передняя | независимая, МакФерсон | независимая, МакФерсон |
Подвеска задняя | полунезависимая, пружинная | независимая, пружинная |
Тормоза передние | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые |
Тормоза задние | дисковые, невентилируемые | дисковые, невентилируемые |
Рулевое управление | реечное, с электроусилителем | реечное, с электроусилителем |
Размерность шин | 215/60 R17, 215/55 R18 | 225/65 R17, 225/60 R18 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 190 | 200 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 8,4 | 9,9 |
Расход топлива, город/трасса/смешанный, л/100 км | 7,8/5,4/6,4 | 10,0/5,8/7,4 (8,5/5,8/6,8 ) |
Ёмкость топливного бака, л | 45 | 58 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 |
Дорожный просвет, мм | 180 | 171 |
кроссовер Китай новые авто тест-драйв Belgee Belgee X50 Belgee X70